10.07.24
7 мин
На четвёртом курсе я пришла в крупное издание. Меня не сильно заботил факт чудовищной текучки в редакции. Я вообще не придала этому значения. Предлагают работу, не требуют опыта и диплома – круто, иду!
Наш отдел возглавлял зажигательный и энергичный мужчина. Типичный рубаха-парень. Он располагал обаянием и улыбкой. На деле оказался манипулятором и токсичным начальником.
Публичное обесценивание, переход на личности, оскорбления, упрёки, вынуждающие чувствовать вину – всё это было стилем его общения. Он не считался ни с возрастом, ни с полом, ни с опытом подчинённых. Почему никому не приходило в голову обсуждать нереалистичность сроков или бессмысленность его заданий, я не знаю. Ещё больше удивляюсь, как вообще удалось человеку внушить целой команде, что «прав не тот, кто прав, а тот, у кого больше прав».
Воплощение труда и самоотдачи – вот кем был мой руководитель. Конечно, его претензии, замечания, подколки справедливы! Разве можно подвергать это сомнению? «Ну сколько можно повторять, каким же тупым нужно быть, чтобы не понимать очевидного», – кричал он.
И всё в том же духе: «могла и сама предложить такой заход, чего тормозишь», «я уже час назад сказал сделать, тебе месяц нужен?», «ты сколько здесь работаешь, до сих пор не поняла, что скорость решает всё?» Короче, работа превыше всего, общее дело, обогнать и перегнать всех – вот цель, вот задача.
Если кто-то не выдерживал и увольнялся, его считали слабаком. В обеденный перерыв мы держали пари, кто станет следующей жертвой или кого вышвырнут после испытательного срока. Стажёры были расходным материалом. О, сколько же я их повидала.
Любой, кто удержался, мог гордиться собой. Правда, одни терпели, потому что «где же такую зарплату найдёшь». Другие находили упрёки руководителя разумными, а претензии аргументированными. Были среди нас истинные самураи, воины храброй души, которых невозможно было вывести из равновесия. Я им завидовала.
Работа оплачивалась щедро. Для выпускника такая зарплата казалась пределом мечтаний. Чай, орешки, печенье в открытом доступе. Ну и кошмары в придачу. Мне они снились регулярно. Чтобы меньше пересекаться с начальником, я стала брать ночные смены. Две в неделю, не меньше.
Спустя год угодила в больницу с нервным истощением. Возвращаться в редакцию не стала. Прислушалась к словам близкого друга: «Всех денег не заработаешь, здоровье дороже». Когда тебе двадцать с небольшим, такие советы могут показаться стариковским брюзжанием, но только не мне. Я сочла их мудростью, к которой стоит прислушаться.
Не прошло и тридцати лет, как токсичное руководство стало одной из трёх главных причин, по которым люди готовы сменить работу. Беспрецедентный факт! Низкая зарплата и конфликты в коллективе занимают два других места. Можно пробовать объяснять это дефицитом на рынке труда, психологической прокачанностью или поколением, которое – ну наконец-то – высоко ценит себя! А цифры остаются цифрами. 56% сотрудников больше не готовы терпеть токсичных начальников, потому что придают значение стилю управления в компании.
Высокая зарплата, бонусы, соцпакет больше не способны перевесить комфортную атмосферу, дружелюбный коллектив и ценящего сотрудников руководителя. Это многое меняет! Выходит, не только нас выбирают, но и мы выбираем? Иначе говоря, мы стали тщательнее искать и больше себя ценить. Главное, отношения перестали занимать последнее место в списке критериев хорошей работы.
У нездоровой обстановки в коллективе есть зримые последствия. Минимум четыре.
Тот, кто сомневается в своей компетентности и профессионализме, кто не получает положительный фидбэк от руководителя, рискует мотивацией. Таким сотрудникам может казаться, что их усилия бессмысленны. Неизбежно это приводит к снижению продуктивности в коллективе.
Человек, которого обесценивают и ни во что не ставят, чьи успехи и достижения игнорируют, пребывает в постоянной тревоге. Тревога ведёт к болезням, которые либо неожиданно возникают, либо обостряются.
Вспомните карикатуру датского художника Херлуфа Бидструпа, на которой начальник орёт на сотрудника. Подчинённый кричит на секретаршу, она – на стенографистку, та даёт пощёчину почтальону, посыльный пинком откидывает дворняжку. Наконец, пёс кусает начальника. Карикатура с названием «Субординация» лучше всего иллюстрирует тезис: агрессия порождает агрессию. Обесценивание приводит к буллингу, скандалы – к выгоранию, которое неизбежно ведёт человека к мысли о смене работы. Каждому хочется, чтобы его ценили, уважали и поддерживали.
Работа, о которой ходят слухи как о месте с нездоровой атмосферой и начальником-тираном, по определению не может быть привлекательной. Организация одним этим фактом причиняет себе убытки. Редкий руководитель просчитывает финансовые потери из-за увольнения сотрудника, неудовлетворённого местом работы. А порой стоит прикинуть ресурсы, потраченные на поиск и обучение сотрудника, и прибавить сюда репутационные издержки. Не исключено, что кого-то из начальников результаты подсчётов остановят в их желании унизить подчинённых или пренебречь их заслугами.
Ипотека, большая семья, пожилые родители, которым надо помогать, наконец, собственный возраст — подобные факторы иной раз вынуждают остаться на рабочем месте, как бы ни хотелось уволиться. Если это про вас, единственное, что остаётся – самопомощь. Позволю себе несколько рекомендаций.
Определите личные и профессиональные рубежи.
Это сложно, не всегда получается. Пробуйте! Только так можно отстоять границы, на которые начальник будет пытаться покуситься всегда. Если понимаете, что задачи, которые вам навязывают, не входят в ваши обязанности, сообщайте об этом. Например, открыто озвучивайте, когда готовы отвечать на рабочие звонки и сообщения, а когда делать этого не станете. Не стесняйтесь спрашивать, какую компенсацию предполагает переработка.
Не допускайте публичного обсуждения ваших промахов, даже в рабочих чатах. Предлагайте руководителю говорить о конкретных ошибках лично, а не публично, совместно искать пути их исправления. Делитесь своими эмоциями. Например, можно сказать: «Сожалею, что мой вклад в созданный проект не ценится, давайте вместе обозначим актуальную задачу», или «Мне неприятен тон нашей беседы, хотелось бы услышать, что конкретно мне следует исправить». С меньшей вероятностью руководитель станет оспаривать ваши чувства. С большей – конструктивный разговор между вами всё-таки состоится.
В беседах с начальником держитесь рабочих вопросов, не допускайте перехода на личные темы. Делясь позицией, используйте «я-сообщения»: «Я считаю, что это непростое задание можно выполнить так», «Я убеждён, что на выполнение этой работы требуется более долгий срок», «Я понимаю, что мне понадобится помощь коллег».
Не пытайтесь уличить начальника в несправедливости, жестокости, токсичности. Скорее всего, это вызовет агрессию и не принесёт вам пользы. Когда эмоции зашкаливают – дышите. Глубокий вдох и выдох на четыре счёта помогут прийти в равновесие. Спокойствие в сложной ситуации убережёт от непоправимых ошибок.
Справиться с тяжёлыми эмоциями проще среди тех, кто дружелюбен, с кем комфортно, кто вас понимает. Беседы с единомышленниками – отличный способ научиться замечать свои достижения. Хвалите себя за выполненную работу, за результат, к которому долго шли — это действительно важно. И если этого не делает ваш руководитель, делайте это сами вместе с коллегами. Это гарантированно снизит тревожность — в конце концов, позитивная оценка себя вам точно не повредит.
Как геймификация помогает в работе, обучении и бизнесе
В последние годы при построении процессов как внутри компаний, так и в коммуникации с клиентами всё чаще применяются игровые практики — геймификация. Особенно это востребовано у молодёжи, которая в восприятии себя в окружающем мире существенно отличается от других поколений. Что такое геймификация и какая от неё польза, мы расскажем в этой статье.
Как спокойно и без проблем пройти проверку при страховании жизни
Когда вы оформляете полис, страховая компания может проверить ваше здоровье. Это обычная и нормальная практика, которой не стоит опасаться, но о которой нужно знать. Рассказываем, как правильно заполнять анкету, чтобы избежать проблем.
Личные финансы: пять вредных советов
Почти все из нас сталкивались с различного рода финансовыми затруднениями. Само по себе это не страшно: грамотная финансовая стратегия позволит решить многие проблемы. Главное — не угодить в типичные ловушки и не следовать некомпетентным, неэффективным и попросту вредным рекомендациям окружающих. Рассказываем о типичных таких советах и о том, как на самом деле следует действовать.
Как рассказать ребёнку про свою работу и зачем это делать
Когда ребёнок просит что-то ему купить, мы часто отвечаем отказом. «Нет денег» — слышит он. А как они вообще появляются? Кто и за что их выдаёт? Если мы не ответим своим детям на эти вопросы, они так и продолжат думать, что это делает банкомат. Ольга Андреева, федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности, педагог и психолог, делится советами, как говорить с детьми о работе, профессии и зарплате.
6 главных мифов об увольнении
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2024 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ru