06.11.24
5 мин
Понятие денег помогает формировать у ребёнка чувство благополучия и безопасности. Именно потому его волнует, сколько у вас и у него денег, почему у одних больше, а у других их нет вообще, и почему нельзя купить всё и сразу, ведь банк готов дать денег.
Очень не советую поступать как страус в минуты опасности. Дети всё равно найдут ответы на свои вопросы, но они могут быть недостоверными.
Если этот вопрос задаёт ребёнок 5-8 лет, то не стоит рассказывать о реальных цифрах. Лучше объяснить объёмы заработка завуалированно. Например, «мы зарабатываем достаточно, чтобы купить продукты и одежду, но пока не можем купить машину или квартиру». Дело в том, что в этом возрасте детям важно не только получить информацию, но и транслировать её. И если вы не хотите, чтобы о размерах вашего дохода узнали соседи по дому, воспитатели в детском саду и все друзья ребёнка, не стоит называть конкретных цифр.
Если вопрос задаёт младший подросток 9-13 лет, то можно назвать конкретные цифры, но договориться про общую тайну. Но будьте уверены, что лучшему другу ребёнок всё равно расскажет. Лучше обсуждение доходов провести вместе с раскрытием и структуры расходов. Тогда подростку станет понятно, что приходящие деньги очень быстро распределяются на нужды семьи и в свободном остатке их совсем немного.
Со старшим подростком можно быть вполне откровенным, если у вас нет опасений, что эта информация будет использована как рычаг для возрастающих требований. Обсуждение семейного бюджета и расходов на всех членов семьи позволит ему увидеть, что решения типа «а давайте все скинемся и купим мне горный велосипед» не могут быть приведены в исполнение. Дело в том, что в статьи распределения доходов входят не только расходы на проживание семьи, но и накопления, формирование подушки безопасности, страхование рисков, инвестиции и долгосрочные цели. Кстати, если подросток уже подрабатывает, то и вносить посильный вклад в семейный бюджет он тоже сможет.
Так что к подростку 16-20 лет у нас может быть встречный вопрос: «А сколько ты зарабатываешь? Какую часть дохода готов вкладывать в общий котёл?»
Принуждать делиться вы не можете. Это должно быть добровольное осознанное действие выросшего ребёнка.
Многие родители нервно реагируют на этот вопрос. Им кажется, что в нём заключён упрёк ребёнка. Однако это не так.
Такие мысли – лишь отражение ваших собственных сомнений и переживаний по этому поводу. Но это и повод проанализировать, что вас привлекает в работе.
Пример. Честно скажу, что сферой тренерства и финансов я начала заниматься после вполне успешной карьеры в качестве педагога в университете. Должность доцента и старшего преподавателя кафедры меня устраивала в плане признания и уважения, которое испытывали ко мне студенты и коллеги. Но в период большого отпуска в 54 дня я не могла себе позволить практически ничего – ни поездок, ни новых впечатлений, поскольку не было накоплений, а отпускные позволяли лишь очень скромно протянуть этот период. Спасибо помощи родных и дачным овощам. Именно вопрос сына – «А мы так всегда будем жить? Так бедно?» – натолкнул меня и мужа на глубокие размышления о том, что я ещё могу делать, как можно монетизировать мои способности оратора, учителя и мотиватора. Мы начали изучать финансовую грамотность, структурировать свой бюджет, и достигли некоторых успехов в этом.
Ребёнок вращается в большой социальной среде: детсад, школа, кружки и спортивные секции. Когда его сверстник хвастается финансовым положением своих родителей, ваш ребёнок задумывается о ваших доходах, и рождается этот вопрос.
Уточните, почему ребёнка это интересует. Возможно, у друга появился гаджет/игрушка/подарок, которого у него нет. Детям свойственно хотеть всё и сразу, трудно соотнести «хочу» и «могу» в младшем школьном возрасте.
На вопрос о бедности тоже можно ответить наглядно – показать в интернете и объяснить, что бедные люди – те, у кого нет денег на жильё, еду, одежду и другие базовые вещи. Поскольку у вас и вашего ребёнка это есть – «значит, мы не бедные».
А сравнивать доходы сложно и бесперспективно. Кому-то для счастья несколько миллионов не хватает, а кому-то нескольких сотен рублей. Перевод вопроса в плоскость рассуждения о семейном бюджете, о доходах и расходах даст новый толчок к рассуждениям в правильном ключе.
Чаще всего этот вопрос возникает тогда, когда деньги уже потрачены и ребёнок видит вашу негативную реакцию. Так что это скорее повод задуматься вам, родителям, зачем вы даёте ребёнку карманные деньги.
Вы хотите воспитать в нём самостоятельность в принятии финансовых решений. Но он не давал вам в ответ на деньги расписку в том, что он будет принимать идеальные решения относительно своих трат.
Поэтому разговор можно построить так: «Можешь. Но мы оговорили рамки дозволенного. Есть предметы и вещи, которые мы не одобряем, потому что они могут навредить твоему здоровью или окружающим людям. Мы не нарушаем законы, установленные в стране, ты не нарушаешь правила, которые установлены в нашей семье».
У подростков часто возникают креативные идеи, как монетизировать свои навыки. Один раз решив однокласснику задачу за деньги, ребёнок пытается поставить это на поток. Когда схема вскрывается, в школу вызывают родителей незадачливого предпринимателя. Как реагировать в таком случае?
Если вы поддержите ребёнка в таком начинании, он может прийти к убеждению, что при необходимости он купит, к примеру, решение задач по физике у одноклассника, так как у самого не получается. Но и реагировать крайне негативно на проявление предпринимательских навыков у подростка не стоит. Лучше поразмышлять, куда направить такие умения и энергию.
Если ваш ребёнок заработал (после учёбы или в период каникул) деньги и потратил на свои нужды, на реализацию своих планов, не согласовав с вами, то это не повод негодовать. Но если он купил то, что вы категорически не одобряете, то поговорить с ним на эту тему стоит.
Если ваш ребёнок заработал сравнительно крупную сумму, на семейном совете стоит обсудить, на что её потратить. Вы можете лишь внести предложения, не настаивая на конкретных действиях подростка. Так вы только оттолкнёте ребёнка: он закроется, будет мечтать побыстрее покинуть родной дом, научится держать дистанцию как физически, так и эмоционально. Вы же не этого хотите? Пусть он почувствует радость от честно заработанных денег. Похвалите, дайте понять, что вы испытываете гордость за его достижения.
#дети
#родителям
#финансы и деньги
Ольга Андреева
Федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ), педагог-психолог, автор книги «Мама, папа, дайте денег!»
Вам понравилась статья?
В избранное
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruПодростки, которые получают образование в области финансовой грамотности в школе и в семье, проявляют устойчивый интерес к инвестированию. Но по закону они не могут самостоятельно инвестировать до достижения 18 лет. Чтобы открыть брокерский счёт, им потребуется помощь законных представителей. О том, что важно знать и помнить начинающим инвесторам и их родителям, рассказала федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности Ольга Андреева.
Пользоваться такси, когда нужно быстро добраться до места, безусловно, удобно. Не надо идти пешком до остановки общественного транспорта, пересаживаться с метро на автобус или искать, где припарковать свою машину. Но услуги такси дорожают с каждым годом. Как сэкономить на перевозках? Разбираемся вместе со СберСовой.
Все мы наблюдаем рост цен на те или иные продукты и услуги. Люди вокруг говорят, что виной этому инфляция. А бывает ли наоборот, когда цены снижаются? В новом выпуске мультсериала «Как устроена экономика» разбираем понятия инфляции и дефляции и размышляем о том, как сохранить свои сбережения.