

15.09.25
10 мин
Да, человеку для здорового функционирования психики в любом возрасте важно поддерживать так называемый work-life balance. Взрослые могут самостоятельно позаботиться об организации баланса в своей жизни, а вот дети полностью зависят от родителей и ближайшего окружения, требований со стороны учебных заведений и многих других факторов, на которые они самостоятельно не могут повлиять.
В психологии есть понятие «ведущая деятельность» — она в наибольшей степени влияет на ребёнка в рамках конкретного возрастного периода, определяет его основные мотивы и задачи. По возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, ведущая деятельность в младшем школьном возрасте (7-12 лет) – это учёба: освоение школьного материала, узнавание нового и активное включение ребёнка в школьное сообщество через познавательные и обучающие мероприятия. Но уже к младшему подростковому возрасту (12-15 лет) ведущей деятельностью становится личностное общение и социальное развитие. Именно в этом возрасте подросток меньше концентрируется на учёбе, больше погружается в дружеское общение, расширяет социальные связи и учится тому, как стать частью большого мира почти взрослых людей. В условиях обилия цифрового контента границы возрастных периодов могут меняться и социальное взросление может наступать раньше, примерно в 10-11 лет.
То есть вопрос study-life balance возникает не на этапе студенчества, как считалось раньше, а уже в детстве, с первых лет в школе. Когда ребёнку важнее и интереснее общаться со сверстниками и адаптироваться к миру взрослых людей, вопросы учёбы и профессионального ориентирования уходят на второй план, однако никуда не исчезают из жизни подростка. К тому же с каждым годом учебная нагрузка увеличивается, и даже самые ответственные и вовлечённые в учёбу школьники сталкиваются с тем, что не успевают справляться со школьной программой. Это нередко приводит к высокому уровню стресса на фоне и без того серьёзных гормональных перестроек в организме. Именно поэтому вопрос study-life balance в жизни современных школьников не просто существует, но и крайне актуален как для самих детей, так и для их родителей.
Подробнее о балансе можно почитать в статье «Исследование влияния баланса учёбы и отдыха на психическое здоровье подростков».

Очень важно грамотно распорядиться «рабочим» временем ребёнка и наполнить школьные годы не только учебной активностью, но и развивающими занятиями в кружках, секциях, спортивных ассоциациях и т.д. Чем младше ребёнок, тем осторожнее родителю следует включать его в дополнительные занятия и помогать с организацией учебного и внеурочного времени.
Тип темперамента или особенности характера могут влиять на то, как именно с точки зрения эмоций и реакций ребёнок справляется с активностями. Важно помнить, что у каждой психики есть свои особенности, и что в ходе взросления главная задача ребёнка – освоить навыки саморегуляции, эффективной адаптации к любым (даже очень непростым) условиям внешней среды, умение справляться с последствиями собственных решений. Поэтому любая внеурочная активность важна не только как дополнительное развивающее пространство, но и как вызов, с которым ребёнок сталкивается в жизни и учится справляться.
Универсального ответа на вопрос «Сколько часов в неделю ребёнку следует быть на дополнительных занятиях?» безусловно нет. Но есть базовые рекомендации, которые помогут с организацией внеурочного времени.
Сидячий образ жизни с низкой физической активностью приводит к большому количеству сопутствующих заболеваний (так называемые «офисные болезни») и негативно влияет на психоэмоциональное самочувствие ребёнка. Среди всех дополнительных занятий обязательно должен быть хотя бы один вариант, подразумевающий физическое развитие и активные спортивные занятия. Это снижает риск сопутствующих сидячему образу жизни заболеваний и позитивно влияет на психическое развитие и эмоциональное состояние ребёнка.
Помимо учебной и внеурочной активности в секциях любому младшему школьнику и подростку необходимо свободное время. Это может быть 1,5-2 часа ежедневно, когда ребёнок самостоятельно выбирает, чем именно он хочет заняться и куда инвестировать свободные от других дел минуты. Важно предоставить ребёнку альтернативы и не занимать это свободное время домашними и бытовыми делами. Наличие свободного времени и умение его организовать позитивно влияет на ментальное здоровье ребёнка, на его навыки тайм-менеджмента и самодисциплины, на умение выстраивать контакт с самим собой и прислушиваться к собственным ощущениям, а иногда эти навыки позитивно сказываются и на учебной деятельности.
При выборе внеурочной активности важно учесть интересы самого школьника и его актуальные жизненные потребности. Например, чем ближе экзамены и выпуск из школы, тем чаще ребёнок после уроков занимается с репетиторами или на курсах подготовки к ЕГЭ, ОГЭ. Но в более раннем возрасте есть пространство для исследования своих интересов и время для экспериментов. Поэтому важно дать возможность ребёнку самому выбрать те секции и кружки, в которых он хочет заниматься. Чтобы выбор был более осознанным и помог ребёнку сформировать ответственное отношение к жизни, можно предложить школьнику расписать плюсы и минусы по каждому варианту и обсудить их вместе, чтобы принять взвешенное решение.
К первому классу школы ребёнок уже в совершенстве владеет наглядно-действенным, наглядно-образным и словесно-логическим типами мышления. Это значит, что он может успешно запоминать повторяющиеся элементы внутри расписания и закреплять в памяти визуальные или аудиальные конструкции, но ассоциативная импровизация и абстрактное мышление пока ему неподвластны.

Например, ребёнок в первом классе ещё не умеет достаточно хорошо читать, но владеет языком символов и знаков, распространённых в его культуре. Если представить расписание в форме текстового списка, то первоклашке будет трудно его запомнить, лучше использовать яркие изображения, символы или тематические картинки, они помогут закрепить последовательность событий в памяти школьника.
Мозг человека в любом возрасте лучше всего запоминает те объекты, которые видит чаще всего, нам очень важен процесс узнавания чего-то знакомого. Поэтому составленное расписание лучше повесить в том месте, где ребёнок чаще всего будет его видеть без дополнительных усилий.
Любое расписание можно представить в виде ассоциирующихся с деятельностью картинок или знаков. Например, если после школы ребёнок идёт на футбол, то нарисованный футбольный мяч рядом со словом «футбол» поможет не только запомнить правильное написание слова, но и зафиксировать в памяти ассоциацию и последовательность событий. Например, строкой выше футбола стоят уроки и знак книги, а ниже домашняя работа и знак карандаша, вот и запоминающаяся последовательность – книга, мяч, карандаш, а ещё несколько новых слов, написание которых будет знакомо и отпечатается в памяти на многие годы.
Непроизвольное запоминание – это процесс фиксация чего-либо в памяти посредством деятельности или специальных усилий. Например, можно просто увидеть составленное расписание и почти не запомнить его, а можно сделать из составления расписания целую творческую задачу с разукрашиванием и рисунками, предложить ребёнку самому подготовить рамочку и доску для этого расписания и как-либо ещё включиться в процесс. Тогда составленное расписание будет не просто набором букв и символов, а отдельным заданием, каждый этап которого надолго отпечатается в памяти.
С возрастом ребёнку важно не только запоминать расписание, но и делать его более гибким или вариативным. Важно развивать у школьника навыки тайм-менеджмента в составлении собственного распорядка дня.
Практика: предложите эксперимент – посчитать с секундомером, сколько времени уходит на каждую активность, начиная с учебной и заканчивая мелкими бытовыми задачами, желательно в течение недели. Попросите ребёнка письменно зафиксировать все наблюдения, а затем вместе проанализируйте, на что уходит больше всего времени, какие процессы можно оптимизировать, а куда хочется вкладывать больше личного времени и сил.
То, что мы записали и сформулировали, остаётся как минимум на бумаге, а то, что просто озвучили, остаётся «в воздухе» и быстро растворяется. Любые договорённости, изменения в расписании и какие-либо важные задачи нужно обязательно фиксировать письменно. Это приучает ребёнка к ответственному отношению к своим обязанностям и задачам, что очень поможет на любом этапе взросления и профессионального развития.
Ребёнок может не хотеть посещать внеурочку по многим причинам, вот несколько примеров:
Это лишь несколько вариантов, которые можно предположить в ситуации, когда ребёнок перехотел заниматься в секции. Важно знать также, что мозг человека взрослеет неравномерно и в подростковом возрасте лобные доли мозга не до конца сформированы, а именно они отвечают за долгосрочное планирование и прогнозирование. Поэтому возникает такая ситуация: родителям кажется, что если ребёнок прямо сейчас всё бросит, то он потеряет очень важную возможность в своей жизни, сам ребёнок не считает эту ситуацию такой же критической, потому что его мозговые структуры пока не способны автоматически просчитать последствия его действий наперёд. Здесь важно не злиться на подростка, а аргументированно и терпеливо обсудить с ним ситуацию и варианты изменений.
Если ребёнок перехотел заниматься в секции по причине того, что его интересы поменялись или его активность не считается достаточно крутой и престижной:

Важно зафиксировать все размышления вместе с ребёнком и коллективно принять решение с учётом всех «за» и «против». Не бойтесь прислушаться и всегда аргументируйте свою позицию. Ребёнок может не понять и обидеться в моменте, но осознать важность вашей поддержки спустя много лет, потому что у него будут полезные навыки.
Если ребёнок перехотел заниматься в секции из-за того, что находиться в ней больше небезопасно, рекомендации могут быть следующие:
Важно: ребёнок не может и не должен сам постоять за себя в ситуации травли, особенно со стороны старших школьников или взрослых. Оставление ребёнка в этой ситуации не способствует его личностному развитию и воспитанию в нём «силы и характера», а лишь ведёт к травмам и дополнительному чувству опасности из-за того, что значимые взрослые не вмешались и не защитили его от угрозы.

У детей безусловно бывает выгорание, порог устойчивости психики есть в любом возрасте. Причинами выгорания школьников чаще всего становятся регулярные перегрузки организма и психики, нарушения сна и режима дня, отсутствие поддержки и высокие требования к учебным и внеурочным результатам.
| Аспект | Детское выгорание | Взрослое выгорание |
|---|---|---|
| Причины | Учёба, давление со стороны родителей и сверстников, формирование личности, социальные конфликты | Работа, профессиональные обязанности, семейные и финансовые нагрузки |
| Проявления | Снижение интереса к учёбе, раздражительность, социальная изоляция, эмоциональная нестабильность | Эмоциональное истощение, цинизм, снижение эффективности на работе |
| Психологический контекст | Формирование самооценки, поиск идентичности, гормональные изменения | Устойчивые профессиональные и личные роли |
| Подходы к поддержке | Вовлечение семьи, школы, психологическая помощь, развитие навыков саморегуляции | Психотерапия, изменение условий труда, поддержка коллег |
Обычная усталость «лечится» качественным отдыхом и приятными активностями, приносящими радость и удовольствие. Выгорание же требует изменения условий учёбы, более детального подхода к организации учебного процесса и мощной поддержки от семьи и ближайшего значимого окружения. Только сочетание всех этих факторов способно помочь ребёнку, столкнувшемуся с выгоранием, вернуться в русло здоровой продуктивности и к жизненному балансу.
Кружки и секции – это варианты развития дополнительных к школьным навыков, которые централизованно, системно и регулярно помогают детям овладеть новыми знаниями и практиковать их прямо в процессе обучения.
Не обязательно отдавать ребёнка в какой-либо кружок, если вы готовы самостоятельно обеспечить все варианты внеурочной активности и дать ему возможность развиваться с учётом его интересов и приоритетов. Важно помнить, что кружки и секции организованы педагогами и тренерами, которые обладают узкоспециализированными знаниями и могут помочь вашему ребёнку овладеть навыками быстрее, успешнее и безопаснее.
Плюс — это общение с коллективом сверстников, что также благополучно влияет на становление детской психики и развитие навыков социальной адаптации. А ещё это просто крутой ресурс для поиска друзей, полезных знакомств и даже первых романтических интересов.
Также очень важно, что наличие секции или кружка снимает значительную часть нагрузки по организации досуга ребёнка с самого родителя. У взрослого появляется больше свободного времени и пространства для отдыха, заботы о ментальном здоровье, саморазвития и т.д. Именно поэтому подбор кружка или секции для ребёнка – это забота не только о будущем ребёнка, но и о настоящем родителя.
Самые важные умения в жизни любого взрослеющего человека – это навыки саморегуляции и адаптации. Нам необходимо научиться заботе о себе, о своём здоровье, физическом и психическом, а также об умении решать сложные нестандартные задачи и тренировать критическое мышление.
Помимо стандартных спортивных секций или хобби и узкоспециализированных навыков, любому ребёнку важно дать пространство для развития саморефлексии, управления собственными эмоциями и телом, а также важно воспитывать финансовую, медицинскую и юридическую грамотность.
Далеко не всегда в школе или секции нам рассказывают о том, что такое налоги и как правильно оплатить коммуналку. Ребёнок редко сталкивается с тем, что такое закон и как именно он соблюдается и поддерживается государством. Только сильно взрослея он узнаёт, что забота о здоровье – это не просто чистить зубы дважды в день, но и сдавать регулярно анализы, проходить чекапы, обращаться за помощью к врачам и профилактировать возможные серьёзные заболевания. Отдельным пунктом стоит финансовая грамотность и умение распоряжаться своими ресурсами: денежными, временными или физическими.
Всему этому могут не научить в школе или кружке, однако именно родитель может показать ребёнку, как заботиться о своём здоровье, финансах и общем жизненном благополучии. И самое главное, что обучение этому процессу может быть полезным не только для самого ребёнка, но и для всей семьи в целом.
#дети
#родителям
В избранное
Комментариев пока нет
Более 60% семей тратят средства материнского капитала на улучшение жилищных условий, в том числе на погашение ипотечного кредита. В то же время в отдельных случаях разумнее гасить кредит за счёт собственных средств. Есть нюансы и с выделением долей в приобретаемой недвижимости. В этом материале мы разберёмся, как гасить ипотеку материнским капиталом и когда этого лучше не делать.

Дети мечтают о собственных деньгах, но они заняты в школе и не имеют возможности ходить на работу. Есть ли способы несовершеннолетним хоть как-то заработать? Да, российские законы позволяют. Разберёмся вместе с экспертом Национального центра финансовой грамотности Анной Деньгиной, как можно использовать календарные праздники и свободное время для пополнения копилок детей трудовыми доходами.

Дети-сироты и дети, которые остались без попечения родителей, (в тултип: в том числе подопечные, воспитанники, дети под опекой) нуждаются в господдержке. В России есть несколько льгот и пособий, с помощью которых дети под опекой могут получить образование, жильё и медицинскую помощь. Вместе с экспертом по личным финансам Натальей Мустафаевой выясняем, какие льготы предусмотрены для подопечных и как такие дети могут с помощью государства построить благополучное будущее.

Во многих семьях родители не готовы регулярно давать детям карманные деньги. Они считают, что ребёнок должен их заработать: хорошими отметками в школе, помощью по дому и т. д. Вместе с федеральным экспертом Ассоциации развития финансовой грамотности, педагогом и психологом Ольгой Андреевой разбираемся: верно ли это? И нужно ли монетизировать успехи в учёбе и доброе отношение к членам семьи?

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruНа этом сайте используются Cookies.
Подробнее
Вам понравилась статья?
0 / 2000