Онлайн-курсыЖурналПроверь себяСпецпроектыПодкасты
Дети на дзене: как учиться и развиваться с радостью

Дети на дзене: как учиться и развиваться с радостью

15.09.25

10 мин

На старте учебного года мы встретились со старшим психологом СберЗдоровья, системным семейным терапевтом — Елизаветой Данилевич — и узнали много полезного. Как сделать, чтобы ребёнок получал не только знания, но и удовольствие от процесса обучения? Что такое «детское выгорание»? Как расставить приоритеты и определить комфортное расписание? На эти и другие важные для родителей вопросы эксперт отвечает в нашем материале.

1. Сейчас популярна концепция Work-life balance. Существует ли подобное у детей — Study-life balance, например?

Да, человеку для здорового функционирования психики в любом возрасте важно поддерживать так называемый work-life balance. Взрослые могут самостоятельно позаботиться об организации баланса в своей жизни, а вот дети полностью зависят от родителей и ближайшего окружения, требований со стороны учебных заведений и многих других факторов, на которые они самостоятельно не могут повлиять.

В психологии есть понятие «ведущая деятельность» — она в наибольшей степени влияет на ребёнка в рамках конкретного возрастного периода, определяет его основные мотивы и задачи. По возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, ведущая деятельность в младшем школьном возрасте (7-12 лет) – это учёба: освоение школьного материала, узнавание нового и активное включение ребёнка в школьное сообщество через познавательные и обучающие мероприятия. Но уже к младшему подростковому возрасту (12-15 лет) ведущей деятельностью становится личностное общение и социальное развитие. Именно в этом возрасте подросток меньше концентрируется на учёбе, больше погружается в дружеское общение, расширяет социальные связи и учится тому, как стать частью большого мира почти взрослых людей. В условиях обилия цифрового контента границы возрастных периодов могут меняться и социальное взросление может наступать раньше, примерно в 10-11 лет.

То есть вопрос study-life balance возникает не на этапе студенчества, как считалось раньше, а уже в детстве, с первых лет в школе. Когда ребёнку важнее и интереснее общаться со сверстниками и адаптироваться к миру взрослых людей, вопросы учёбы и профессионального ориентирования уходят на второй план, однако никуда не исчезают из жизни подростка. К тому же с каждым годом учебная нагрузка увеличивается, и даже самые ответственные и вовлечённые в учёбу школьники сталкиваются с тем, что не успевают справляться со школьной программой. Это нередко приводит к высокому уровню стресса на фоне и без того серьёзных гормональных перестроек в организме. Именно поэтому вопрос study-life balance в жизни современных школьников не просто существует, но и крайне актуален как для самих детей, так и для их родителей.

2. Сколько времени стоит уделять кружкам и секциям? Насколько это зависит от темперамента, возраста, успеваемости в школе?

Очень важно грамотно распорядиться «рабочим» временем ребёнка и наполнить школьные годы не только учебной активностью, но и развивающими занятиями в кружках, секциях, спортивных ассоциациях и т.д. Чем младше ребёнок, тем осторожнее родителю следует включать его в дополнительные занятия и помогать с организацией учебного и внеурочного времени.

Ребёнок учится не только на своих ошибках, но и на примере родителя — очень важно не только подсказывать школьнику правильные решения, но и самому придерживаться их в жизни.

Тип темперамента или особенности характера могут влиять на то, как именно с точки зрения эмоций и реакций ребёнок справляется с активностями. Важно помнить, что у каждой психики есть свои особенности, и что в ходе взросления главная задача ребёнка – освоить навыки саморегуляции, эффективной адаптации к любым (даже очень непростым) условиям внешней среды, умение справляться с последствиями собственных решений. Поэтому любая внеурочная активность важна не только как дополнительное развивающее пространство, но и как вызов, с которым ребёнок сталкивается в жизни и учится справляться.

Универсального ответа на вопрос «Сколько часов в неделю ребёнку следует быть на дополнительных занятиях?» безусловно нет. Но есть базовые рекомендации, которые помогут с организацией внеурочного времени.

Физическая активность и спорт на первом месте

Сидячий образ жизни с низкой физической активностью приводит к большому количеству сопутствующих заболеваний (так называемые «офисные болезни») и негативно влияет на психоэмоциональное самочувствие ребёнка. Среди всех дополнительных занятий обязательно должен быть хотя бы один вариант, подразумевающий физическое развитие и активные спортивные занятия. Это снижает риск сопутствующих сидячему образу жизни заболеваний и позитивно влияет на психическое развитие и эмоциональное состояние ребёнка.

Свободное время – важное время

Помимо учебной и внеурочной активности в секциях любому младшему школьнику и подростку необходимо свободное время. Это может быть 1,5-2 часа ежедневно, когда ребёнок самостоятельно выбирает, чем именно он хочет заняться и куда инвестировать свободные от других дел минуты. Важно предоставить ребёнку альтернативы и не занимать это свободное время домашними и бытовыми делами. Наличие свободного времени и умение его организовать позитивно влияет на ментальное здоровье ребёнка, на его навыки тайм-менеджмента и самодисциплины, на умение выстраивать контакт с самим собой и прислушиваться к собственным ощущениям, а иногда эти навыки позитивно сказываются и на учебной деятельности.

Чем важнее и интереснее занятие, тем больше ему времени и места

При выборе внеурочной активности важно учесть интересы самого школьника и его актуальные жизненные потребности. Например, чем ближе экзамены и выпуск из школы, тем чаще ребёнок после уроков занимается с репетиторами или на курсах подготовки к ЕГЭ, ОГЭ. Но в более раннем возрасте есть пространство для исследования своих интересов и время для экспериментов. Поэтому важно дать возможность ребёнку самому выбрать те секции и кружки, в которых он хочет заниматься. Чтобы выбор был более осознанным и помог ребёнку сформировать ответственное отношение к жизни, можно предложить школьнику расписать плюсы и минусы по каждому варианту и обсудить их вместе, чтобы принять взвешенное решение.

3. Как составить комфортное расписание для ребёнка? Есть ли какие-то советы, как помочь его запомнить?

К первому классу школы ребёнок уже в совершенстве владеет наглядно-действенным, наглядно-образным и словесно-логическим типами мышления. Это значит, что он может успешно запоминать повторяющиеся элементы внутри расписания и закреплять в памяти визуальные или аудиальные конструкции, но ассоциативная импровизация и абстрактное мышление пока ему неподвластны.

Например, ребёнок в первом классе ещё не умеет достаточно хорошо читать, но владеет языком символов и знаков, распространённых в его культуре. Если представить расписание в форме текстового списка, то первоклашке будет трудно его запомнить, лучше использовать яркие изображения, символы или тематические картинки, они помогут закрепить последовательность событий в памяти школьника.

Вот несколько рекомендаций для школьников младшего и подросткового возраста:

Если я это часто вижу – я это лучше помню

Мозг человека в любом возрасте лучше всего запоминает те объекты, которые видит чаще всего, нам очень важен процесс узнавания чего-то знакомого. Поэтому составленное расписание лучше повесить в том месте, где ребёнок чаще всего будет его видеть без дополнительных усилий.

Картинки и ассоциации упрощают запоминание

Любое расписание можно представить в виде ассоциирующихся с деятельностью картинок или знаков. Например, если после школы ребёнок идёт на футбол, то нарисованный футбольный мяч рядом со словом «футбол» поможет не только запомнить правильное написание слова, но и зафиксировать в памяти ассоциацию и последовательность событий. Например, строкой выше футбола стоят уроки и знак книги, а ниже домашняя работа и знак карандаша, вот и запоминающаяся последовательность – книга, мяч, карандаш, а ещё несколько новых слов, написание которых будет знакомо и отпечатается в памяти на многие годы.

Непроизвольное запоминание работает лучше

Непроизвольное запоминание – это процесс фиксация чего-либо в памяти посредством деятельности или специальных усилий. Например, можно просто увидеть составленное расписание и почти не запомнить его, а можно сделать из составления расписания целую творческую задачу с разукрашиванием и рисунками, предложить ребёнку самому подготовить рамочку и доску для этого расписания и как-либо ещё включиться в процесс. Тогда составленное расписание будет не просто набором букв и символов, а отдельным заданием, каждый этап которого надолго отпечатается в памяти.

Используем навыки тайм-менеджмента

С возрастом ребёнку важно не только запоминать расписание, но и делать его более гибким или вариативным. Важно развивать у школьника навыки тайм-менеджмента в составлении собственного распорядка дня.

Практика: предложите эксперимент – посчитать с секундомером, сколько времени уходит на каждую активность, начиная с учебной и заканчивая мелкими бытовыми задачами, желательно в течение недели. Попросите ребёнка письменно зафиксировать все наблюдения, а затем вместе проанализируйте, на что уходит больше всего времени, какие процессы можно оптимизировать, а куда хочется вкладывать больше личного времени и сил.

Написанное лучше запоминается

То, что мы записали и сформулировали, остаётся как минимум на бумаге, а то, что просто озвучили, остаётся «в воздухе» и быстро растворяется. Любые договорённости, изменения в расписании и какие-либо важные задачи нужно обязательно фиксировать письменно. Это приучает ребёнка к ответственному отношению к своим обязанностям и задачам, что очень поможет на любом этапе взросления и профессионального развития.

4. Ребёнок не хочет ходить в секцию, кружок или музыкалку. Это просто лень? Когда нужно настоять, а когда — разрешить бросить занятия?

В отечественной психологии есть очень полезное высказывание: «Не существует лени, есть отсутствие мотивации». Частично это высказывание верно, но говорить о том, что лени не существует, мы не можем, это очень важный и полезный для нас механизм психики с точки зрения эволюции. Однако не стоит недооценивать то, как мотивация или её отсутствие влияет на наше желание заниматься чем-то конкретным.

Ребёнок может не хотеть посещать внеурочку по многим причинам, вот несколько примеров:

  • занятие больше не вызывает такой же интерес, как раньше;
  • в коллективе секции или кружка ребёнок не чувствует себя комфортно;
  • занятия в секции скучные и однообразные;
  • ребёнок столкнулся с травлей со стороны педагога или учеников;
  • ближайшее окружение ребёнка не считает эту секцию чем-то полезным или крутым;
  • ребёнок сам не считает эту секцию для себя крутой и полезной;
  • школьник хочет заниматься чем-то другим и вкладывать время в другие активности.

Это лишь несколько вариантов, которые можно предположить в ситуации, когда ребёнок перехотел заниматься в секции. Важно знать также, что мозг человека взрослеет неравномерно и в подростковом возрасте лобные доли мозга не до конца сформированы, а именно они отвечают за долгосрочное планирование и прогнозирование. Поэтому возникает такая ситуация: родителям кажется, что если ребёнок прямо сейчас всё бросит, то он потеряет очень важную возможность в своей жизни, сам ребёнок не считает эту ситуацию такой же критической, потому что его мозговые структуры пока не способны автоматически просчитать последствия его действий наперёд. Здесь важно не злиться на подростка, а аргументированно и терпеливо обсудить с ним ситуацию и варианты изменений.

Если ребёнок перехотел заниматься в секции по причине того, что его интересы поменялись или его активность не считается достаточно крутой и престижной:

  • поговорите с ребёнком о том, как именно он видит своё участие в секции и какие именно причины ему мешают продолжать обучение;
  • предложите ребёнку провести анализ плюсов и минусов занятий в секции, обращайте внимание на то, что именно ребёнку нравится самому в этих занятиях, что ему приносило удовольствие в них раньше и что ему будет полезно в будущем;
  • предложите ребёнку поразмышлять о том, что будет, если он бросит обучение на том этапе, на котором он сейчас находится. Это можно сделать с помощью техники «Квадрат Декарта».

Важно зафиксировать все размышления вместе с ребёнком и коллективно принять решение с учётом всех «за» и «против». Не бойтесь прислушаться и всегда аргументируйте свою позицию. Ребёнок может не понять и обидеться в моменте, но осознать важность вашей поддержки спустя много лет, потому что у него будут полезные навыки.

Если ребёнок перехотел заниматься в секции из-за того, что находиться в ней больше небезопасно, рекомендации могут быть следующие:

  • обсудите ситуацию и проявите бережность в общении, говорить о дискомфорте всегда непросто, особенно самому ребёнку;
  • постарайтесь уточнить, что именно стало причиной небезопасности, выясните конкретные факты и примите решение, необходимо ли вам как взрослому подключиться к этой ситуации;

Важно: ребёнок не может и не должен сам постоять за себя в ситуации травли, особенно со стороны старших школьников или взрослых. Оставление ребёнка в этой ситуации не способствует его личностному развитию и воспитанию в нём «силы и характера», а лишь ведёт к травмам и дополнительному чувству опасности из-за того, что значимые взрослые не вмешались и не защитили его от угрозы.

  • вместе с ребёнком обсудите, как вы можете перевести его в другую секцию и в другой коллектив, чтобы не терять наработанные навыки и продолжать развиваться в выбранном направлении.

5. А бывает ли у детей выгорание? Как отличить его от обычной усталости?

У детей безусловно бывает выгорание, порог устойчивости психики есть в любом возрасте. Причинами выгорания школьников чаще всего становятся регулярные перегрузки организма и психики, нарушения сна и режима дня, отсутствие поддержки и высокие требования к учебным и внеурочным результатам.

Чем отличается детское выгорание от взрослого?

Аспект Детское выгорание Взрослое выгорание
ПричиныУчёба, давление со стороны родителей и сверстников, формирование личности, социальные конфликтыРабота, профессиональные обязанности, семейные и финансовые нагрузки
ПроявленияСнижение интереса к учёбе, раздражительность, социальная изоляция, эмоциональная нестабильностьЭмоциональное истощение, цинизм, снижение эффективности на работе
Психологический контекстФормирование самооценки, поиск идентичности, гормональные измененияУстойчивые профессиональные и личные роли
Подходы к поддержкеВовлечение семьи, школы, психологическая помощь, развитие навыков саморегуляцииПсихотерапия, изменение условий труда, поддержка коллег

Обычная усталость «лечится» качественным отдыхом и приятными активностями, приносящими радость и удовольствие. Выгорание же требует изменения условий учёбы, более детального подхода к организации учебного процесса и мощной поддержки от семьи и ближайшего значимого окружения. Только сочетание всех этих факторов способно помочь ребёнку, столкнувшемуся с выгоранием, вернуться в русло здоровой продуктивности и к жизненному балансу.

6. Кружки и секции — это обязательно? Как ещё можно развивать ребёнка?

Кружки и секции – это варианты развития дополнительных к школьным навыков, которые централизованно, системно и регулярно помогают детям овладеть новыми знаниями и практиковать их прямо в процессе обучения.

Не обязательно отдавать ребёнка в какой-либо кружок, если вы готовы самостоятельно обеспечить все варианты внеурочной активности и дать ему возможность развиваться с учётом его интересов и приоритетов. Важно помнить, что кружки и секции организованы педагогами и тренерами, которые обладают узкоспециализированными знаниями и могут помочь вашему ребёнку овладеть навыками быстрее, успешнее и безопаснее.

Плюс — это общение с коллективом сверстников, что также благополучно влияет на становление детской психики и развитие навыков социальной адаптации. А ещё это просто крутой ресурс для поиска друзей, полезных знакомств и даже первых романтических интересов.

Чем больше ребёнок контактирует с социумом, тем больше у него шансов состояться как личность в мире взрослых людей и научиться справляться с любыми жизненными ситуациями, не говоря уже о навыках общения и решения конфликтов.

Также очень важно, что наличие секции или кружка снимает значительную часть нагрузки по организации досуга ребёнка с самого родителя. У взрослого появляется больше свободного времени и пространства для отдыха, заботы о ментальном здоровье, саморазвития и т.д. Именно поэтому подбор кружка или секции для ребёнка – это забота не только о будущем ребёнка, но и о настоящем родителя.

7. Есть ли какие-то навыки, о которых нужно позаботиться дополнительно? Что-то, что не дают школа и кружки?

Самые важные умения в жизни любого взрослеющего человека – это навыки саморегуляции и адаптации. Нам необходимо научиться заботе о себе, о своём здоровье, физическом и психическом, а также об умении решать сложные нестандартные задачи и тренировать критическое мышление.

Помимо стандартных спортивных секций или хобби и узкоспециализированных навыков, любому ребёнку важно дать пространство для развития саморефлексии, управления собственными эмоциями и телом, а также важно воспитывать финансовую, медицинскую и юридическую грамотность.

Далеко не всегда в школе или секции нам рассказывают о том, что такое налоги и как правильно оплатить коммуналку. Ребёнок редко сталкивается с тем, что такое закон и как именно он соблюдается и поддерживается государством. Только сильно взрослея он узнаёт, что забота о здоровье – это не просто чистить зубы дважды в день, но и сдавать регулярно анализы, проходить чекапы, обращаться за помощью к врачам и профилактировать возможные серьёзные заболевания. Отдельным пунктом стоит финансовая грамотность и умение распоряжаться своими ресурсами: денежными, временными или физическими.

Всему этому могут не научить в школе или кружке, однако именно родитель может показать ребёнку, как заботиться о своём здоровье, финансах и общем жизненном благополучии. И самое главное, что обучение этому процессу может быть полезным не только для самого ребёнка, но и для всей семьи в целом.

Экспериментируйте, пробуйте новые полезные привычки, создавайте необычные семейные традиции и заботьтесь о том, чтобы у ребёнка сформировался самый главный жизненный навык – быть самостоятельной личностью. Развитие этого навыка благотворно влияет на профессиональный и личный рост человека в любом возрасте, времени, культуре и любых обстоятельствах.

#дети

#родителям

В избранное

Комментариев пока нет

Вам может быть интересно

  • Другие статьи этого раздела

    Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

    © 1997—2025 ПАО Сбербанк

    Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

    www.sberbank.ru

    На этом сайте используются Cookies.

    Подробнее