Онлайн-курсыЖурналПодкастыПроверь себяПро спортБанк-РокВклад в Победу

Мошенники атакуют. Как развивать навыки критического мышления у детей

14.05.25

5 мин

header-image

Финансовых мошенников по праву считают чумой нашего времени. Мы уже немало писали о том, как не попасться на их уловки. В этой статье эксперт по финансовой грамотности Анна Деньгина делится наработками, как научить ребёнка защищаться от аферистов.

Содержание

Шаг 1. Осознание проблемы: мир небезопасен

Как родитель, который стремится не только к личной финансовой безопасности, но и хочет создать безопасную среду финансового развития детей, я осознаю и принимаю тот факт, что мошенники – это реальная угроза и проблема. Даже если кажется, что ты никогда не попадёшься, это иллюзия. Не застрахован никто.

Осознание и принятие этой проблемы помогает не терять бдительность, постоянно актуализировать свои знания о новых схемах, держать руку на пульсе и постоянно напоминать о возможных угрозах и рисках детям.

Шаг 2. В каком возрасте уже пора: ловим момент

Я не устаю повторять, что нет какого-то специального возраста, когда можно говорить с ребёнком на ту или иную тему. В любом возрасте мы говорим о важных вещах в той степени, которая достаточна ребёнку в данный момент.

Финансовое развитие детей происходит поступательно, и информация усваивается нелинейно. Устраивать разовый показательный урок бесполезно, важно создавать правильную среду, из которой он будет впитывать нужное, как губка. Сюда же попадёт то, что не нужно, и ваша задача – ненужное и вредное обесточить.

То, что есть хорошие и честные герои, а есть злые и плохие, ребёнок узнаёт уже в два года, когда вы читаете с ним сказку про Колобка. Для иллюстрации финансового аспекта есть «Буратино» и «Приключения поросёнка Фунтика», где мошенники показаны в полной красе. Даже если ваш ребёнок с этими произведениями не знаком, просто примите эту мысль как факт – начинать говорить о том, что в мире есть опасности, нужно с 2-3 лет. И большинство родителей это делают, следуя инстинкту защищать своих детей.

Когда ребёнок начинает активно проявляться в экономической и цифровой среде, задача усложняется. Ребёнок:

  • делает покупки в магазине;
  • организует хранение личных денег и наблюдает, как это делаете вы;
  • играет в игры на телефоне;
  • начинает пользоваться мессенджерами;
  • у него появляется своя карта и интернет-банк.

Возможных угроз становится больше, точек контакта с потенциальными мошенниками и рисками – тоже. Пропорционально должно увеличиваться и количество ваших диалогов с ребёнком.

На первых порах экономической социализации старшего сына я даже делала табличку, чтобы фиксировать важные моменты и возвращаться к ним время от времени.

Шаг 3. Используем реальные примеры и актуальные задачи

Мошенники и грабители в мультиках и кино – это весело и интересно, но чтобы связать историю с жизнью, нужны реальные примеры и их обсуждение.

Например, я лично подписана на несколько ТГ-каналов, посвящённых теме мошенничества. В них (или просто в новостных пабликах) часто бывают новости, что дети отдали мошенникам сотни тысяч, а то и миллионы рублей. Если в таких сообщениях мне попадаются ситуации, в которых гипотетически мог оказаться мой ребёнок, я делаю скрин и отправляю ему сообщение.

Конечно, мало просто отправить новость. Современных детей таким не удивить и не напугать. Для меня это только первое касание. Второе – это в тот же день задать вопрос и начать диалог: видел ли ты моё сообщение про мошенников, что ты об этом думаешь?

Такой диалог будет важным шагом для формирования критического мышления и вообще умения думать и анализировать информацию о подобных событиях не просто как о случившемся факте. Моя задача – помочь ребёнку нарастить детали вокруг ситуации, представить себя на месте тех, кто участвует и разбирается с последствиями.

Приведу примеры вопросов, по которым я могу строить такой диалог.

  • Как ты думаешь, почему я отправила тебе это сообщение?
  • У тебя бывали ситуации, когда тебе кто-то писал в играх?
  • Как ты думаешь, как мальчик в этой ситуации вообще смог оформить на себя кредиты?
  • Как ты думаешь, кто виноват в случившемся: мальчик, родители, мошенники?
  • В какой момент мальчик мог понять, что происходит что-то странное?
  • Какое действие он мог совершить, чтобы остановить происходящее?
  • Как ты поступишь, если тебе напишет незнакомец в чате игры и предложит лёгкую выгоду?
Картинка блока

После того, как такой диалог случился, нужно время, чтобы ребёнок переварил ситуацию. Недели полторы-две я буду просто наблюдать, не добавляя никакой новой фактуры, связанной с мошенниками. Если что-то проявится – будем обсуждать, если нет, значит, информация укладывается сама по себе. Возможно, что у ребёнка появятся дополнительные вопросы – отвечаем. Если не знаем, как ответить – идём вместе и ищем информацию. Высока вероятность, что если у ребёнка за этот период случился свой инцидент (ему напишут, он сам что-то заметит, столкнётся с какой-то сомнительной рекламой) – он об этом обязательно расскажет, и это отличная точка взаимодействия.

Например, мой сын с 6-7 лет спешит поделиться любой информацией, которая кажется ему мошеннической, причём не всегда таковой является на самом деле. Подросток старше 10-11 лет с меньшей вероятностью захочет вам что-то рассказывать. Поэтому начинайте погружать детей в среду финансовой безопасности раньше.

В такие моменты, когда сын рассказывает о чём-то сомнительном, я придерживаюсь следующего алгоритма.

  1. Хвалю его за бдительность, чтобы он почувствовал свой успех и значимость. Это закрепляет чувство, что он всё сделал правильно и что маме нравится, когда он рассказывает такую информацию.
  2. Задаю уточняющие вопросы о его личном поведении – что он уже сделал и планировал сделать.
  3. Спрашиваю, что он чувствует – угрозу, страх, интерес.
  4. Уточняю и помогаю разобраться в деталях ситуации: что за компания, что за схема, выдвигаю свои гипотезы о последствиях, если бы он повёлся на уловки.
  5. Предлагаю сообщить об этом случае в банк или просто рассказать в моём ТГ-канале.

Если у вас самих случаются какие-то ситуации, связанные с мошенниками – обязательно рассказывайте об этом членам семьи, и старшим, и младшим. Бабушкам – новый навык, младшим – интересная история, как вы отразили атаку.

Важно помнить и о специальных сервисах для детского контроля, например, «Близкие рядом» в приложении СберБанк Онлайн¹. Услуга даёт возможность проверять операции близких, если банк посчитает их подозрительными, а также получать совместные уведомления. Это хороший способ обезопасить родных от действий мошенников.

Картинка блока

Шаг 4. Специальные курсы, книги и мультфильмы

На помощь родителям, кроме банков, которые строят свои процессы борьбы с мошенниками и создают много образовательного контента, приходят и другие инструменты образовательной среды.

Про мошенников в цифровой среде есть материалы в детских онлайн-школах, у компаний, которые работают на рынке кибербезопасности, есть комиксы, книги – всё это можно и нужно использовать в подходящие моменты.

Предлагаем небольшую подборку полезных материалов.

Картинка блока

Шаг 5. Что дальше: новые опасности

Пока ребёнок маленький и находится с вами в постоянной коммуникации – это классно. Можно успеть заложить основы критического мышления – и это лучшее, что можно сделать в борьбе с мошенниками. Но даже если у вас получилось в моменте, и вы чувствуете, что ребёнок отлично ориентируется на местности, не стоит терять бдительность.

Помните о проблемах подросткового возраста: дропперы, лёгкие заработки и прочее. Последствиями могут быть не просто потерянные деньги, но и правовая ответственность. Обязательно следите за новостями о финансовых мошенниках и поддерживайте связь с детьми, дорогие читатели!

image
¹Мобильное приложение СберБанк Онлайн (6+) доступно держателям банковских карт СберБанка (за исключением корпоративных карт), подключённых к сервису СМС-банк. Для использования мобильного приложения СберБанк Онлайн необходим доступ в сеть Интернет. Мобильное приложение СберБанк Онлайн для использования на мобильных устройствах, установленное до 12.04.2022 из магазинов приложений, продолжает работать, переустановка или обновление не требуется. На мобильные устройства на платформе Android® (является зарегистрированным товарным знаком Google Inc.) мобильное приложение СберБанк Онлайн доступно бесплатно для скачивания на сайте Банка в разделе «Онлайн-сервисы». На мобильных устройствах iPhone®, iPad® (являются товарными знаками компании Apple Inc, зарегистрированными в США и других странах) пользование услугами доступно через интернет-банк СберБанк Онлайн, адаптированный для мобильных устройств. В отношении информационной продукции действует ограничение по возрасту — 6+. Подробную информацию о мобильном приложении СберБанк Онлайн уточняйте на сайте Банка, в отделениях или по номеру 900. Номер 900 для абонентов сотовых операторов МТС, Билайн, Мегафон, Теле2, Yota на территории России. Тарификация бесплатная при нахождении в домашнем регионе и во внутрисетевом роуминге.

#родителям

Вам понравилась статья?

В избранное

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2025 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru