Как родитель, который стремится не только к личной финансовой безопасности, но и хочет создать безопасную среду финансового развития детей, я осознаю и принимаю тот факт, что мошенники – это реальная угроза и проблема. Даже если кажется, что ты никогда не попадёшься, это иллюзия. Не застрахован никто.
Осознание и принятие этой проблемы помогает не терять бдительность, постоянно актуализировать свои знания о новых схемах, держать руку на пульсе и постоянно напоминать о возможных угрозах и рисках детям.
Я не устаю повторять, что нет какого-то специального возраста, когда можно говорить с ребёнком на ту или иную тему. В любом возрасте мы говорим о важных вещах в той степени, которая достаточна ребёнку в данный момент.
Финансовое развитие детей происходит поступательно, и информация усваивается нелинейно. Устраивать разовый показательный урок бесполезно, важно создавать правильную среду, из которой он будет впитывать нужное, как губка. Сюда же попадёт то, что не нужно, и ваша задача – ненужное и вредное обесточить.
То, что есть хорошие и честные герои, а есть злые и плохие, ребёнок узнаёт уже в два года, когда вы читаете с ним сказку про Колобка. Для иллюстрации финансового аспекта есть «Буратино» и «Приключения поросёнка Фунтика», где мошенники показаны в полной красе. Даже если ваш ребёнок с этими произведениями не знаком, просто примите эту мысль как факт – начинать говорить о том, что в мире есть опасности, нужно с 2-3 лет. И большинство родителей это делают, следуя инстинкту защищать своих детей.
Когда ребёнок начинает активно проявляться в экономической и цифровой среде, задача усложняется. Ребёнок:
Возможных угроз становится больше, точек контакта с потенциальными мошенниками и рисками – тоже. Пропорционально должно увеличиваться и количество ваших диалогов с ребёнком.
На первых порах экономической социализации старшего сына я даже делала табличку, чтобы фиксировать важные моменты и возвращаться к ним время от времени.
Мошенники и грабители в мультиках и кино – это весело и интересно, но чтобы связать историю с жизнью, нужны реальные примеры и их обсуждение.
Например, я лично подписана на несколько ТГ-каналов, посвящённых теме мошенничества. В них (или просто в новостных пабликах) часто бывают новости, что дети отдали мошенникам сотни тысяч, а то и миллионы рублей. Если в таких сообщениях мне попадаются ситуации, в которых гипотетически мог оказаться мой ребёнок, я делаю скрин и отправляю ему сообщение.
Конечно, мало просто отправить новость. Современных детей таким не удивить и не напугать. Для меня это только первое касание. Второе – это в тот же день задать вопрос и начать диалог: видел ли ты моё сообщение про мошенников, что ты об этом думаешь?
Такой диалог будет важным шагом для формирования критического мышления и вообще умения думать и анализировать информацию о подобных событиях не просто как о случившемся факте. Моя задача – помочь ребёнку нарастить детали вокруг ситуации, представить себя на месте тех, кто участвует и разбирается с последствиями.
Приведу примеры вопросов, по которым я могу строить такой диалог.
После того, как такой диалог случился, нужно время, чтобы ребёнок переварил ситуацию. Недели полторы-две я буду просто наблюдать, не добавляя никакой новой фактуры, связанной с мошенниками. Если что-то проявится – будем обсуждать, если нет, значит, информация укладывается сама по себе. Возможно, что у ребёнка появятся дополнительные вопросы – отвечаем. Если не знаем, как ответить – идём вместе и ищем информацию. Высока вероятность, что если у ребёнка за этот период случился свой инцидент (ему напишут, он сам что-то заметит, столкнётся с какой-то сомнительной рекламой) – он об этом обязательно расскажет, и это отличная точка взаимодействия.
Например, мой сын с 6-7 лет спешит поделиться любой информацией, которая кажется ему мошеннической, причём не всегда таковой является на самом деле. Подросток старше 10-11 лет с меньшей вероятностью захочет вам что-то рассказывать. Поэтому начинайте погружать детей в среду финансовой безопасности раньше.
В такие моменты, когда сын рассказывает о чём-то сомнительном, я придерживаюсь следующего алгоритма.
Если у вас самих случаются какие-то ситуации, связанные с мошенниками – обязательно рассказывайте об этом членам семьи, и старшим, и младшим. Бабушкам – новый навык, младшим – интересная история, как вы отразили атаку.
Важно помнить и о специальных сервисах для детского контроля, например, «Близкие рядом» в приложении СберБанк Онлайн¹. Услуга даёт возможность проверять операции близких, если банк посчитает их подозрительными, а также получать совместные уведомления. Это хороший способ обезопасить родных от действий мошенников.
На помощь родителям, кроме банков, которые строят свои процессы борьбы с мошенниками и создают много образовательного контента, приходят и другие инструменты образовательной среды.
Про мошенников в цифровой среде есть материалы в детских онлайн-школах, у компаний, которые работают на рынке кибербезопасности, есть комиксы, книги – всё это можно и нужно использовать в подходящие моменты.
Предлагаем небольшую подборку полезных материалов.
Пока ребёнок маленький и находится с вами в постоянной коммуникации – это классно. Можно успеть заложить основы критического мышления – и это лучшее, что можно сделать в борьбе с мошенниками. Но даже если у вас получилось в моменте, и вы чувствуете, что ребёнок отлично ориентируется на местности, не стоит терять бдительность.
Помните о проблемах подросткового возраста: дропперы, лёгкие заработки и прочее. Последствиями могут быть не просто потерянные деньги, но и правовая ответственность. Обязательно следите за новостями о финансовых мошенниках и поддерживайте связь с детьми, дорогие читатели!
#родителям
Вам понравилась статья?
В избранное
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruКарманные деньги, первые траты и разумное потребление — это та база, которую надо закладывать с детства. Редакция СберСовы подготовила подборку лучших текстов за 2021 год о том, как научить детей тратить деньги с умом и как перестроиться самому, чтобы сделать свою и их жизнь лучше.
Давать ли деньги подростку на карманные расходы наличными или завести ему банковскую карту? При современном разнообразии карт для детей и подростков вариант безналичных карманных денег выглядит намного привлекательнее. Карта позволяет не просто быстро и — что немаловажно — дистанционно передать подростку деньги, но и проконтролировать его траты. Однако именно вопрос родительского контроля за расходами может стать причиной споров как с ребёнком, так и с банком.
Большинство россиян признаются в нехватке знаний, которые позволяли бы им эффективно управлять семейным бюджетом, формировать сбережения и инвестировать. Одна из возможных причин такого положения вещей — отсутствие привычки обсуждать с детьми финансовые вопросы. Но отношение к деньгам формируется в самом юном возрасте, и грамотный подход к тратам и накоплениям — один из самых важных навыков, которые родитель может передать ребёнку. О том, почему важно разговаривать с детьми на тему денег и как сделать этот процесс комфортным для всех — в нашей статье.
Профессия программиста давно стала одной из самых востребованных — и есть уверенность, что будет пребывать в топе и в обозримом будущем. Многие родители хотят, чтобы их дети овладели этой профессией и начали свой путь к ней как можно раньше. СберСова рассказывает, с какого возраста следует обучать ребёнка программированию и как наилучшим образом выбрать курсы.