DPO на связи: история № 4. Как мошенники выманивают персональные данные

24.06.24

9 мин

header-image

На какие уловки идут мошенники, чтобы добыть персональные данные пользователя?

«DPO на связи» – это проект, в котором мы будем делиться с вами историями из жизни. Наши герои — люди разных возрастов, статусов, профессий. Они попадают в ситуации, где их личные данные и они сами оказываются в опасности. Предлагаем познакомиться с ними. Возможно, в ком-то вы узнаете себя или близких, а рекомендации DPO помогут вам обезопасить свои данные

Если вы хотите научиться защищать себя и личную информацию в интернете, у нас есть онлайн-курс «Вселенная персональных данных: защита в интернете». Заходите к нам по ссылке.

История о том, как Сашу опрашивали мошенники

Офисные будни у Саши проходят спокойно и размеренно. Первые три часа рабочего времени он разбирает почту и сортирует задачи, затем обед, а после — созвоны с коллегами и клиентами. Однажды, когда в рабочий день в очередной раз зазвонил телефон, высветился незнакомый номер. Недолго думая, Саша поднял трубку, ожидая услышать голос партнёра по проекту.

Но собеседником оказался представитель интернет-провайдера. Приятный голос рассказал о том, что компания проводит мониторинг, и попросил ответить на несколько вопросов о качестве обслуживания.

Саша быстро согласился – он хотел как можно скорее пройти опрос, чтобы отдохнуть и подготовиться к следующей встрече в оставшееся время. Попутно он корил себя, что согласился на разговор.

Собеседник поблагодарил парня за отзывчивость и попросил назвать имя и район проживания.

– Меня зовут Тимофей, а живу я в Северном Тушино, – ответил Саша.
Внутренняя досада на себя за напрасно потраченное время помешала нашему герою назвать реальные данные.

– Знаете, у нас по этой локации уже достаточно информации, спасибо за уделённое время! – представитель провайдера резко оборвал диалог и бросил трубку, оставив Сашу в растерянности.

Этот опрос можно было бы вычеркнуть из памяти, если бы не события, которые произошли месяцем позже.

В воскресенье утром телефон Саши отобразил незнакомый номер. Звонок продолжался некоторое время, кто-то очень настойчивый хотел поговорить с Сашей. Слегка озадаченный, он всё же поднял трубку.

– Здорово, Тим! Помнишь меня? На районе пересекались, у нас в Северном Тушино, – послышался бодрый мужской голос. Саша был сбит с толку, потому что собеседника не узнавал.

– Алё, ты тут? Я зачем звоню, мне тут занять срочно нужно, выручай, а? Буквально тысячи хватит, – не унимался незнакомец.

Пазл в голове нашего героя сложился, и он завершил звонок. Саша вспомнил тот «обычный» опрос, когда представился другим именем и назвал не свой адрес.

«Как хорошо, что тогда я не сказал о себе реальную личную информацию и какие-нибудь подробности», – подумал он, – «ведь знакомых в районе и правда много. Кто знает, что случилось бы, если бы я ему поверил».

Почему так получилось?

Схема мошенников строилась таким образом: через некоторое время после звонка потенциальная жертва забудет о том, что рассказала о себе личную информацию. На этой основе мошенники создают легенду о знакомом, чтобы выстроить доверительные отношения и выманить ещё больше персональных данных и денег.

Что нужно запомнить?

Прежде чем сообщать что-либо о себе по телефону:

  • убедитесь, что ваш собеседник представляет компанию, которой вы дали согласие на обработку персональных данных, или, например, ту, с которой заключили договор на получение услуг и приобретение товаров;
  • если возникают сомнения, уточните у оператора, откуда у него ваши персональные данные, или перезвоните по номеру компании, указанному на официальных ресурсах.

Какие последствия могут быть в подобной ситуации?

Если бы Саша назвал свои личные данные, ситуация могла завершиться для него плачевно – под угрозой была бы его безопасность.

Мошенники осознанно устанавливают связь с человеком через его персональные данные. Обмен личной информацией создаёт атмосферу доверия и непринуждённости, в которой можно выуживать всё больше сведений. Например, информацию об остатках на счетах, номера и коды банковских карт, точный адрес места жительства и количество проживающих по нему людей.

Всё это нужно мошенникам для реализации их преступных намерений: они могут звонить с просьбой занять денег, как в нашей истории, начать преследовать жертву, выкрасть её, а дальше требовать выкуп у близких.

Предыдущие истории

Если вы пропустили какие-то истории, их можно почитать здесь.

#кибербезопасность
#любопытно
#мошенничество

Вам понравилась статья?

В избранное

Вам может быть интересно

Другие статьи этого раздела

СберСова/Безопасность/

DPO на связи: история № 4. Как мошенники выманивают персональные данные

Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

© 1997—2024 ПАО Сбербанк

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

www.sberbank.ru