04.12.24
5 мин
Цена в рыночной экономике – это результат сложного равновесия между интересами продавца и покупателя. Для продавца она формируется на основе затрат, понесённых при производстве, а для покупателя – на основе восприятия ценности товара. Этот компромисс становится основой для совершения сделок, определяет направление движения товаров и услуг.
Однако цена – это не только числовое выражение стоимости. Она выступает и источником информации. Для потребителя цена рассказывает о качестве продукта, его характеристиках и уровне востребованности. Как правило, качественные товары стоят дороже, что становится ориентиром для покупателей. Исключения, конечно, бывают, но в большинстве случаев цена и качество связаны.
Для производителей цена становится индикатором рыночного спроса.
Цены также важны для государства и регулирующих органов. Например, в условиях монополии они могут демонстрировать не столько реальную стоимость товара, сколько уровень рыночной власти компании. Чем больше участников на рынке, тем ниже цены при прочих равных условиях, что способствует созданию конкурентной среды.
Представим фермера Василия, который выращивает и продаёт картошку. Цену он определяет, исходя из расходов на производство, уровня спроса и своих пожеланий по норме прибыли.
Например, если Вася – монополист, он может сделать наценку побольше. А если спрос минимальный, то, наоборот, цену придётся снижать.
Нарисовать случайную цифру фермер не может. Никто не станет покупать картошку по сто тысяч за килограмм, если только это не последний мешок перед новым ледниковым периодом.
Станет ли кто-то покупать по 100 рублей, если все вокруг продают по 70? Возможно. Если у Василия самая красивая и вкусная картошка или он продажник от бога.
Есть ли смысл продавать по 50, когда все вокруг продают по 70? Может быть и такое. Например, если корнеплод уродился неправильной формы, некрасивым. Или Васе надоело сидеть на рынке с последним ведром товара, когда дома телевизор с чемпионатом по футболу и полная кастрюля свежего борща.
В последнем случае Василий может осознанно пожертвовать частью потенциальной прибыли за этот день. Но продавать слишком дёшево на постоянной основе он точно не будет – это невыгодно.
Про тонкости ценообразования есть отдельная статья. Там можно разобраться в деталях наценки и себестоимости, узнать о роли сезонности и посредников, а также сравнить бизнес нашего фермера с ценовыми раскладками молочницы бабы Мани.
Что произойдёт, если цену попробовать ограничить искусственно, против желания продавца? Например, чтобы продовольственная корзина оставалась доступной для всех во время бурного роста инфляции.
Теоретически возможно придумать, как зафиксировать или даже снизить цены. Выпустить соответствующий закон, объяснить производителям, что народ в этом сейчас нуждается как никогда, пообещать всех наградить, а несогласных – штрафовать и закрывать производство.
Оба подхода имеют последствия для экономики, особенно когда речь идёт о прямом регулировании цен, то есть их снижении ниже рыночного уровня.
Когда цены снижаются искусственно, это в первую очередь отражается на поставщиках. Слишком низкий показатель делает производство или продажу товаров экономически невыгодными. Наиболее уязвимые участники рынка – мелкие и менее эффективные компании – первыми покидают его, поскольку издержки оказываются слишком высокими.
С другой стороны, снижение цены стимулирует рост числа покупателей. Доступный товар привлекает больше потребителей, увеличивает общий спрос. На первый взгляд, это кажется положительным эффектом, но в совокупности с сокращением предложения ситуация становится критической.
Результат – дефицит. Количество товара на рынке уменьшается, а число желающих приобрести его растёт. Это несоответствие приводит к тому, что доступ к продукту получают не все, кто в нём нуждается. Дефицит порождает очереди, распределительные схемы и даже появление теневого рынка, где товар продаётся по завышенной цене.
Конечно, дефицит появляется не сразу. Сначала народ будет доволен низкими ценами, но дальнейшее развитие событий не понравится никому.
Фермер Василий справедливо решит, что теперь торговать картошкой невыгодно, и сам свернёт производство. Это объяснимо: цены на всё растут, а прибыль – нет. Фермер тоже человек, ему нужны деньги на жизнь. Расходы на удобрения для той же картошки и на бензин для машины, на которой её нужно везти на рынок, тоже будут продолжать расти, а прибыль – нет.
Очевидно, что цену ограничат не только для Васи, так что закроется половина фермерских хозяйств. Как итог – дефицит картошки. Теперь она стоит дёшево, только её нигде не купить. Длинные очереди, «1 кг в одни руки» и вот это вот всё. Хотя нет – можно купить втридорога на чёрном рынке. Но мы же не этого хотели, правда?
А что, если ввести минимальные нормы? Например, каждого фермера обязать продавать 10 кг в день по фиксированной цене ниже рынка, а всё остальное – по рыночной?
Первое препятствие — «кто первый встал, тот и спекулянт». Эти 10 кг сразу же выкупит дед Матвей, который после обеда будет замечен с этой картошкой в соседнем лотке. Ценник у него будет стоять рыночный.
А может, ввести ограничение по 1 кг в руки? Что ж, мы забыли сказать, что у деда Матвея пятеро внуков, которые любят встать пораньше и постоять в очереди – и вот уже практически готовая ОПГ. Кстати, можно не мотаться с картошкой туда-сюда, а просто продавать места в очереди. А ещё договориться с Василием, чтобы он часть прибыли отстёгивал за поддержание порядка в очереди, а то как бы там все не передрались. В общем, много новых бизнес-идей для семьи дедушки.
Ладно, даже без спекулянтов остаётся вопрос: а хватит ли на всех страждущих доступной картошки? Мы же хотели справедливости, так? А тут уже очередь на километр из малоимущих пенсионеров. Но дёшево купят только первые 10. И это даже хуже, чем дефицит. Ощущение социальной несправедливости имеет свойство загонять людей на баррикады.
А что, если открыть отдельные социальные магазины с низкими ценами и пускать туда только по пенсионному удостоверению? Ну и многодетных мамочек с инвалидами, конечно, тоже пускать. Тогда всем льготникам хватит?
К сожалению, как и вариант «1 кг в руки», это наверняка породит чёрный рынок и дефицит. Обычный человек без льгот туда, может, просто так и не попадёт, но что мешает пенсионеру деду Матвею носить ту картошку из магазина на ближайший базар, осуществляя, так сказать, арбитраж? А продавцу толкать из-под полы дешёвую картошку и брату, и свату? В льготном магазине из-за этого будут вечно пустые полки.
Попытки создать такие магазины или повесить спецценники в обычных, конечно, есть и будут. Но чаще всего это работает только с самыми дешёвыми товарами с сомнительным качеством. Вплоть до того, что производители начинают выпускать отдельные линейки социальных товаров, вроде сосисок, у которых в составе нет мяса.
И это уже не снижение цены, а нечто совсем другое. Люди хотели низких цен, а получили низкое качество.
Остаётся последний вариант. Можно же предусмотреть субсидии из бюджета? Пусть народу картошка достаётся по 30 рублей, а из бюджета Василию будут компенсировать ещё 20.
Идея хорошая. И кое-где она работает. Например, дальневосточники могут пару раз в год купить субсидированные билеты в столицу.
Но нужно понимать, что такой способ можно применять лишь точечно. Даже если бюджет неограниченный и субсидии давать всем, это приведёт к большой инфляции. Представьте: какие-то товары продаются дёшево из-за фиксирования цен, а прибыль с учётом субсидий у Василия и Ко вполне рыночная – есть на что разгуляться. Да Василий тут же бросится в буйное потребление! А активный спрос породит рост цен на всё остальное.
Но до этого, скорее всего, даже не дойдёт. Потому что бюджеты у государств всё-таки обычно не резиновые. И выдавать субсидии они могут ограниченно, точечно.
А растягивать бюджет искусственно – не лучшая идея. Почему нельзя просто взять и напечатать много денег и всем раздать так, чтобы на всё хватило, объясняли в статье про выпуск денег. В итоге такие инициативы приводят к гиперинфляции.
Регулирование цен – это инструмент управления экономикой, позволяющий решать широкий спектр задач. Но чтобы он работал эффективно, важно понимать, какую проблему нужно устранить.
Когда речь идёт о социальных задачах, таких как помощь малоимущим, прямое ограничение цен не всегда эффективно. Более результативным решением становятся целевые меры – например, введение продовольственных карточек. Они помогают нуждающимся приобретать продукты на фиксированную сумму, но не нарушают рыночные механизмы.
Если рост цен вызван недостатком предложения, регулирование должно быть направлено на стимулирование производства или импорта. Среди возможных мер: снижение налогов, предоставление субсидий местным производителям или уменьшение пошлин для иностранных поставщиков.
В условиях, когда потребители массово скупают товары, временное ограничение цен может предотвратить их дальнейший резкий рост. Однако эта мера должна сопровождаться информированием граждан, чтобы снизить панику, а также действиями по увеличению предложения.
Законы ограничивают монополии в установлении завышенных цен, тем самым защищая интересы потребителей.
Прямое вмешательство государства в ценообразование приведёт к дефициту. Поэтому государственное регулирование цен эффективно лишь при условии точечной работы – когда меры направлены на устранение конкретных проблем.
#сэкономить
#любопытно
#базовый уровень
Вам понравилась статья?
Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
© 1997—2025 ПАО Сбербанк
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
www.sberbank.ruВ избранное
В новом мультсериале СберСовы коротко и по существу объясняем ключевые финансовые термины, понятия и явления. В первой серии за три минуты расскажем, что такое государственный бюджет, откуда в него поступают деньги и на что они тратятся.
Даже самые далёкие от экономики и финансовой грамотности люди прекрасно знакомы с выражением «цены кусаются». Чисто интуитивно нам кажется, что сильнее всего они кусаются»в самых богатых странах. Там, где люди много зарабатывают, и жить дороже всего, потому что большинство людей могут позволить себе покупать товары по высоким ценам. При этом много зарабатывать и много тратить всё равно лучше (а в каком-то смысле даже дешевле), чем жить в нищете в государствах с относительно низкими ценами.
За последние 10 лет в мире построено 10 зданий выше 500 метров. Современные строительные технологии позволяют значительно превзойти эту высоту. Но в 2020 году строительство небоскрёбов сократилось на 20%, отмечает международный Совет по высотным зданиям и городской среде (CTBUH). А июньский доклад Всемирного банка «Форма города для обеспечения устойчивого развития» рекомендует городским властям вместо строительства высоток создавать дружественную среду для жителей и осваивать новые территории.