Онлайн-курсыЖурналПроверь себяСпецпроектыПодкасты

Эффект Конкорда. Почему сложно зафиксировать убытки

09.09.25

5 мин

Эффект Конкорда. Почему сложно зафиксировать убытки

Продать убыточные активы психологически сложно. Ведь пока убыток только на экране, ещё есть надежда выйти в плюс. А если продать — убытки становятся реальностью, но ведь мы вложили деньги, время и нервы, в конце концов. Рассказываем, с каким когнитивным искажением здесь сталкиваются инвесторы и как всё-таки расстаться с бесперспективным активом.

Что такое эффект Конкорда

В 1962 году французская и британская национальные программы развития сверхзвукового пассажирского авиатранспорта запустили совместный проект — самолёт «Конкорд», который мог бы долететь от Нью-Йорка до европейских столиц за 3-4 часа. Поначалу проект был многообещающим, но довольно быстро стало понятно, что коммерческим успехом тут и не пахнет.

Казалось бы, самым правильным было свернуть разработки из-за финансовых потерь и низкой рентабельности, но правительства двух стран не хотели уронить престиж и признать ошибки.

Финансирование программы продолжилось, и в 1976 году самолёт начал совершать коммерческие рейсы. В каком-то смысле он стал легендой, приветом из будущего, билет через Атлантику стоил около 10 тысяч долларов. В 2000 году под Парижем произошла катастрофа, в результате которой погибли все, кто был на борту «Конкорда».

Это привело к временному запрету на полёты и послужило одной из причин резкого снижения популярности сверхзвуковых авиаперевозок. Проект закрыли в 2003 году, к этому времени «Конкорд» не только не приносил прибыли, но даже не вышел на самоокупаемость. Невозвратные издержки перевалили за миллиард долларов.

Сейчас эффектом Конкорда называют когнитивное искажение, из-за которого мы продолжаем вкладываться в убыточные и бесперспективные проекты/активы. И делаем это, потому что уже вложили туда много ресурсов: времени, сил или денег.

Другое название явления — эффект невозвратных затрат. Под такими затратами понимают средства, которые уже потратили и их нельзя вернуть. Если инвестор купил акцию за тысячу, а теперь нужно продать её за семьсот, это же словно триста рублей выбросить на ветер. А с учётом инфляции и времени, потраченного на анализ и выбор ценной бумаги? А все эти нервы и переживания? Смириться с этим непросто.

В чём причины эффекта

Когда мы не можем расстаться с убыточными активами, срабатывает сразу несколько особенностей психики. Все они — причины эффекта Конкорда.

1. Признавать ошибки сложно.

Мы скорее будем искать оправдания и подтверждения своей правоте, чем признаем, что были неправы. Никто не хочет чувствовать себя «дураком». Самое смешное, что вовремя зафиксировать убытки — куда более умное решение, чем все глубже погружаться в минус.

2. Эффект неприятия потерь.

Потери для психики имеют куда больший вес, чем приобретения, даже если они эквивалентны. Инвестор не хочет лишиться уже вложенных денег и надеется, что ситуацию ещё можно исправить. Но исправлять через фиксацию убытков и новые инвестиции психологически сложнее, так как продажа актива в минус — это те самые потери, которых психика так усердно избегает.

В обычной жизни этот эффект проявляется повсеместно. Нередко мы не выкидываем залежалые продукты, пока они не испортятся окончательно. Или досиживаем до конца неинтересного фильма в кинотеатре, потому что заплатили за билет.

Неприятие потерь — это эволюционный механизм. Для выживания всегда было важнее реагировать на угрозу, а не на что-то приятное. Кнут оказывался сильнее пряника. Но для инвестора — это опасная ловушка. Пытаясь защититься от потерь, можно попасть в ещё большую яму.

3. Зависимость от внешней оценки.

Рядовой трейдер в инвестиционном фонде может не решаться признать провал, так как опасается негативной оценки начальства. Инвестор-блогер не признает ошибку в инвест-идее, потому что опасается критики подписчиков или отписок. Это элемент престижа, как в той самой ситуации с самолетом.

4. Эффект обладания.

Нам сложно расставаться с тем, что мы считаем своим. Акции, которые уже принадлежат нам, кажутся более ценными, тем более, если куплены дороже, чем стоят сейчас.

5. Предвзятость подтверждения.

Однажды приняв решение, мы в дальнейшем концентрируемся на информации, которая подтверждает его правильность. При этом часто отрицаем или игнорируем сигналы, которые говорят об обратном. Как только мы купили акцию компании N, будем с удовольствием отмечать малейший рост и хорошие новости о компании, а плохие пропускать мимо ушей.

6. Эскалация вовлеченности.

Речь об инерции мышления: проще сохранять статус-кво и двигаться по накатанной, даже если наши действия не приносят ожидаемого эффекта.

Как инвестору бороться с искажением

  • Иметь конкретную цель и чёткий план.
    Это то, что может помочь преодолеть инерцию, эффект обладания и даже эффект неприятия потерь. Конечно, при условии, что мы будем этого плана придерживаться. Но важно и не терять гибкость: при изменении ситуации план может быть скорректирован — это нормально.
  • Определить предел риска.
    Не стоит пытаться отыграться во что бы то ни стало. Если у вас есть чёткий план из первого пункта, там также должно быть прописано, какой процент просадки вы готовы терпеть. Это во-первых. Во-вторых, нужно очень разумно подходить к усреднению. Докупать подешевевшие акции, чтобы снизить среднюю цену актива в портфеле, — рабочая стратегия. Но она не подходит для проблемных, бесперспективных бумаг.
  • Анализировать каждую сделку.
    Почему бумага просела? Была ли её покупка оправданной? Какие перспективы? Через какое время возможен рост и могу ли я себе позволить столько ждать и нужно ли это? Чем в прошлом заканчивались подобные ситуации?

Кстати, подробный анализ нужен и для того, чтобы понять, точно ли нужно этот актив продавать. Если актив хороший и подходит стратегии, а вы уговариваете себя от него избавиться, скорее всего тут дело не в эффекте Конкорда. Иногда дело банально в нетерпеливости или недостатке знаний. Тогда нужно не заставлять себя избавиться от бумаги, а разобраться в причинах

  • Посмотреть на альтернативные издержки.
    Речь об упущенной выгоде, которую мы могли бы получить, выбрав другой вариант. Для наглядности пример из жизни: пока мы досматривали неинтересный фильм, зря потратили вечер. А могли бы погулять или встретиться с друзьями.

    И вообще, очень полезно рассматривать разные альтернативные варианты действий. Иногда мы не избавляемся от актива, просто потому что не смогли заметить лучшие варианты.
  • Быть готовым заранее.
    Это и о готовности к сложным решениям. И о соломках, которые можно подстелить. Так, не стоит выделять слишком большие суммы на одну сделку, на один актив, ведь ошибку в 5% куда проще признать, чем зафиксировать минус на полпортфеля. Диверсификацию никто не отменял.
  • Развивать гибкость и широту мышления.
    Обычно когнитивные искажения имеют меньше власти над гибкими людьми, которые умеют подстраиваться под ситуацию и спокойно относятся к изменениям. А широта мышления позволяет увидеть картину целиком, включая альтернативы. Наилучшим вариантом было бы принимать решения исходя не из уже вложенных ресурсов, а из текущей ситуации.

Признать ошибку — это всегда удар по самолюбию. Но это и опыт, и отказ от иллюзий. Вы не только расстаётесь с неудачным активом, но и замечаете причины ошибки, чтобы не повторять её в будущем.

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Доход от инвестирования не гарантирован. Инвестиционная деятельность сопряжена с риском неполучения ожидаемого дохода и потери части или всей суммы инвестированных средств. Банк обращает внимание Инвесторов, являющихся физическими лицами, на то, что на денежные средства, переданные Банку в рамках данных Условий, не распространяется действие Федерального закона от 23.12.2003. №177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации».
Полная информация по ссылке

#продвинутый уровень

#инвестиции

В избранное

Комментариев пока нет

Вам может быть интересно

  • Другие статьи этого раздела

    Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

    © 1997—2025 ПАО Сбербанк

    Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

    www.sberbank.ru

    На этом сайте используются Cookies.

    Подробнее